Эссе

Чтобы быть хорошим преподавателем,

 нужно любить то,  что преподаешь,

 любить тех, кому преподаешь

В.О.Ключевский

       

Судьба… Скажу ли я ей спасибо за это?

Перед каждым человеком в юности, выбирающим свой жизненный путь, всегда стоял, стоит и будет стоять один и тот же вопрос: «Кем быть?». Этот вопрос и я задавала себе лет с семи. Кем только ни была в мечтах! Когда лечила зуб, я себе сказала: «Буду стоматологом!». Это так здорово – облегчить страдания человеку. А какая ответственность: ведь врач не имеет права на ошибку, в его руках жизнь человека! Любила шить куклам платья. Слово «модельер» мне было неизвестно, но портнихой быть желала. Но какая бы мысль ни владела мной, я каждый день после уроков бежала на улицу и с замиранием сердца, не отрываясь, смотрела на башенный кран. Огромный гигант с удивительной легкостью поднимал плиты, кирпич, окна и двери. На моих глазах вырастал дом,  а я с каждым днем казалась себе все меньше и меньше. С завистью я смотрела на тех, кто был наверху. Строители казались мне волшебниками. Так хотелось подняться туда, почти к самому небу, чтобы оттуда, с высоты, увидеть весь мир. Когда дом был готов, чудо не закончилось. Однажды под Новый год  окна этого дома засветились ярким светом, в некоторых зажглись разноцветными огнями елки. Уже тогда я поняла, что больше всего хочу в жизни: хочу возводить города, радовать людей, нести им счастье.

В 1974 году первый молодёжный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ отправился на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Учась в восьмом класса, я мечтала быть в числе тех комсомольцев, которым посчастливилось работать на стройке века. Скорее бы закончить школу… Мечта детства звала вперед. И вот в 1975 году я вступила на древнюю Муромскую землю, чтобы получить профессию СТРОИТЕЛЬ, поступив в Профессиональное училище №14. С большим интересом я слушала преподавателей, с удовольствием проходила производственную практику на строительных объектах города Муром. Строгие, мудрые  преподаватели  обучали нас азам строительного дела…

Но судьбе было угодно круто изменить мою жизнь. После окончания училища я, как лучшая ученица,  получила направление  в Горьковский индустриально - педагогический техникум на факультет «Промышленное и гражданское строительство». И хотя мне предстояло стать педагогом, я не изменила своей детской мечте – получила специальность   «Техник – строитель, мастер производственного обучения». Но отправиться на БАМ мне не пришлось – путевка в жизнь вернула на святую Муромскую землю. В стенах профессионального училища № 14 я обрела свой второй дом, близких людей, любимых учеников.

Судьба… Скажу ли я ей спасибо за это? Проследив свой педагогический путь, сейчас твёрдо отвечу: «Я – учитель!» Сбылась ли моя детская мечта? Я занимаюсь любимым делом! Служу ему честно и преданно. По истечении времени я вдруг задумалась о сути свой профессии. Вспомнились новостройки, дома - один выше другого, у многих крыши скрываются за облаками… А внизу – маленькая девочка, мечтающая подняться в небо. Как этой девочке осуществить свою мечту? Не в этом ли назначение учителя? Мои знания, опыт становятся той опорой, которая служит ученикам отправной точкой для рывка вперёд, ввысь.

Так случилось, что работать мне пришлось с детьми из коррекционных школ, детьми-сиротами. Вначале не владеющие элементарными трудовыми навыками, не умеющие правильно и складно говорить,  не  осознающие значимости своей будущей профессии, с моей помощью постепенно впитывают знания и делают первые шаги к достижению успеха. Каждому  их них я отдаю частичку доброты и тепла своей души. Подобно мастеровому, шаг за шагом помогаю творить себя. С любовью, уважением, бережно стараюсь в каждом ученике раскрыть его возможности, чтобы он нашёл своё призвание и стал счастливым. С годами я хорошо усвоила одну простую истину – главное в нашем учительском деле – любовь. Я люблю свою работу, люблю детей. Вообще, самое емкое определение учительского дара - это любовь, имя которой и проявления столь полярны, сколь и неожиданны. Это то, что так необходимо именно этим детям, изначально обиженным и обделенным. Незаконченная фраза и добрый лучистый взгляд, строгие интонации в голосе и веселый анекдот,  а иногда даже участие в коллективной шалости. Можно завоевать авторитет высокими требованиями, серьезным отношением к предмету, дисциплиной на уроках (это необходимо), но заставить полюбить нельзя. Если они не будут тянуться к тебе, не будут знать, что ты их любишь, значит не полюбят твои уроки, не захотят чему-то у тебя научиться. Они не откроют тебе душу, если не увидят, что ты делаешь это первым. Ученики будут потеряны для учителя (имею в виду не обучение, а воспитание) и зачахнут, как булгаковские гости на балу у Воланда, если их обойти вниманием, если в коридоре после обычного "Здрасте!" не спросить о делах, не сделать комплимент, не рассказать каламбур. Я часто спрашиваю у своих учеников, как поступить в той или иной ситуации. И эта причастность детей, причастность к чему-то большему, чем просто сотрудничество, вызывает привязанность, и она взаимна. Вот тогда в их мире остается место для меня, место не самое последнее. Вот так и живу. Я свою профессию могу сравнить и с профессией врача. Я также не имею права на ошибку. Ведь у меня в руках хрупкая душа человечка. Ш.А. Амонашвили когда-то сказал: «Учитель, будь осторожен, не навреди!». Как точно подмечено!  Каждый день созидаю, врачую судьбу человека, который носит в себе свои планы, мечты и стремится к их осуществлению. Каждое утро тороплюсь в  техникум – мне есть чему научить своих ребят, чтобы каждый из них нашел себя в жизни, как я – их учитель.

Многие мои ученики стали хорошими специалистами, они трудятся на самых ответственных объектах: восстанавливают храмы городов Мурома, Владимира, Москвы; строят заводы в  Выксе, работают в крупных строительных компаниях. Каждый из них делает главное – несут свет, тепло и уют людям, зажигают окна новостроек. Так и должно быть. Они нашли свое место в жизни, не потерялись в круговороте дней, стали успешными. 

Приятно осознавать, что часть моей души живет в них.

Каждый год в июне я провожаю в жизнь своих выпускников, а  в сентябре встречаю новых. Начинать все сначала нелегко, каждый раз, начиная все с чистого листа, я руководствуюсь одной мудрой притчей:  «Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями — все хорошо, аккуратно. Рядом в кривом, стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит. И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится!»    
         Судьба… В детстве я мечтала строить города, зажигать огни новостроек,  но жизнь заставила меня строить судьбы людей, зажигать свет в их душах.